Версия для слабовидящих
Post Icon

Старшая группа

Старшая группа
Возраст детей от 5 до 6 лет.

Воспитатели: Зиброва Анна Петровна

Германцева Наталья Сулеймановна

Помощник воспитателя: Тимофеева Ольга Ивановна

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства. Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения ока­жутся правильными только в том случае, если дети будут применять адек­ватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизиро­ванные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов, результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объ­екты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причин­ные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять доста­точно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют прак­тически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Комплексно тематическое планирование.

Тема Развернутое содержание работы Период Варианты итоговых   мероприятий
День знаний  Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книгам. Познакомить   детей со школой. В школе дети учатся читать, писать, считать, решать задачи.   Учит детей учитель. Дети учатся с помощью учебников. Пишут в тетрадях   ручками. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми.   Продолжать знакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением   ребенка (обратить внимание на про изошедшие изменения; покрашен забор, появились   новые столы), расширять представления о профессиях   сотрудников детского сада (воспитатель,   помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник). 15 августа — 1 сентября Праздник –«День знаний».
Осень в родном краю Расширять знания детей об осени. Продолжать   знакомить с сельскохозяйственными профессиями родного края. Закреплять знания   о правилах безопасного поведения в природе.   Формировать обобщенные представления об осени как времени года,   приспособленности растений и животных к изменениям в природе, явлениях   природы. Дать первичные представления об экосистемах, природных зонах.   Расширять представления о неживой природе. 1-30 сентября Праздник«Осень».Выставкадетского творчества.
Я вырасту   здоровым Расширять представления о здоровье и здоровом образе   жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать   положительную самооценку. Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имён   и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о   своей семье, о том, где работают родители, как важен для общества их труд. 1-15 октября Открытый день здоровья.
Деньнародного единства Расширять представления детей о род ной стране, о   государственных праздниках; вызвать интерес к истории своей страны;   воспитывать чувство гордости за свою страну, любви к ней. Знакомить с   историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказывать о людях,   прославивших Россию; о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная   многонациональная страна; Москва — главный город, столица нашей Родины.   Астраханская область – это часть нашей большой Родины, наша малая Родина.   Город, в котором мы живём, называется Харабали. 16 октября —4 ноября Праздник «Деньнародного единства». Выставкадетского творчества.
Мониторинг 5-15 ноября Заполнение персональных карт детей.
Новый год Привлекать к активному разнообразному участию в   подготовке к празднику и его проведении. Воспитывать чувство удовлетворения   от участия в коллективной предпраздничной деятельности.Закладывать основы праздничной культуры.Вызвать эмоционально положительное   отношение к предстоящему празднику,   желание активно участвовать в его   подготовке.Вызвать   стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные   своими руками. Познакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. 15 ноября — 31 декабря Праздник –«Новый год».Выставкадетского творчества.
Зима  в родном краю Продолжать знакомить детей с зимой как: временем   года, с зимними видами спорта родного края. Формировать первичный   исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой   и льдом. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы   (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности   людей в городе, на селе; о безопасном поведении  зимой. 1-31 января Праздник «Зима».Зимняя олимпиада. Выставкадетского творчества.
Деньзащитника Отечества Продолжать расширять представления детей о   Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать   Родину, охра нять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войны храбро сражались   и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать в духе   патриотизма, любви к Родине. Знакомить с разными родами войск (пехота,   морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные   представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать   за щитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим   защитникам Родины. 1-23 февраля Праздник «23 февраля — день защитника Отечества».   Выставкадетского творчества.
Международный женский день Организовывать все виды детской деятельности   (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской,   продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к   маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные   представления, воспитывать в мальчиках   представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться   к женщинам. Привлекать детей к изготовлению   подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение   к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами. 24 февраля — 8 марта Праздник »8 Марта». Выставкадетского творчества.
Народная культура и традиции Продолжать знакомить детей с народными традициями и   обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов   Майдан, Гжель), Расширять представления о народных игрушках (матрешки —   городецкая, богородская; бирюльки). Знакомить с национальным декоративно   прикладным искусством. Рассказать о русской избе и других строениях, их   внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Рассказать об особенностях быта   жителей Астраханского края. (Рыболовство, животноводство, садоводство,   овощеводство) 3-20 марта Фольклорныйпраздник.Выставкадетского творчества.
Мониторинг 20 марта —1 апреля Заполнение     персональных карт детей.
Весна Формировать у детей обобщенные представления о весне   как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в   природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о   связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о   весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы,   травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени). 1-15 апреля Праздник«Весна красна».День Земли — 22 апреля. Выставкадетского творчества.
День Победы Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к   Родине. Расширять знания о героях   Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с   памятниками героям      Великой   Отечественной войны. 15 апреля —9 мая Праздник «День Победы». Выставкадетского творчества.
Лето Формировать у детей обобщенные представления о лете   как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о   влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа   «расцветает», созревает много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей,   птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах. 10-31 мая Праздник-«Лето»День защиты окружающей среды — 5 июня. Выставкадетского творчества.
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме 1 июня — 20 августа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS
Перейти к верхней панели