Версия для слабовидящих
Post Icon

Средняя группа

Средняя группа 2

Возраст детей от  4 до 5 лет

Воспитатели: Марышева Ирина Георгиевна

Бурамбаева Гульмира Ануарбековна

Помощник воспитателя: Табакова Антонина Анатольевна

Возрастные особенности детей.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями  мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удержи­вать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится  внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятель­ности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и вооб­ражения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования воспри­ятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появ­лением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстника­ми, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Комплексно тематическое планирование.

Тема Развернутое   содержание работы Временной   период Варианты   итоговых мероприятий
День   знаний Развивать   у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать     дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с     детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить   внимание   на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые   столы). Расширять   представления о профессиях сотрудников детского сада   (воспитатель, помощник   воспитателя, музыкальный руководитель,   инструктор по физической культуре,врач,  медицинская сестра, дворник,     повар и др.) 20 августа   — 10 сентября Праздник   «День знаний», организованный   сотрудниками детского сада с участием   родителей. Дети праздник не готовят, но   активно участвуют в конкурсах,   викторинах; демонстрируют свои способности.
Осеньв   родном краю Расширять   представления детей об осени. Развивать   умение устанавливать   простейшие связи между явлениями живой и неживой природы   (похолодало —   исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные   наблюдения.   Расширять представления о сельскохозяйственных профессиях родного     края, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных,     экзотических). Расширять представления о правилах безопасного   поведения на   природе. Воспитывать бережное отношение к природе   родного края. Формировать элементарные   экологические представления, 11-30   сентября Праздник   «Осень».Выставка детского творчества.
Я в   миреЧеловек Расширять   представления о здоровье и здоровом образе   жизни. Расширять   представления детей о своей семье. Формировать первоначальные     представления о родственных отношениях в   семье (сын, дочь,   мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми   своего имени, фамилии и   возраста; имен родителей. Знакомить детей с   профессиями родителей.   Воспитывать уважение к труду близких взрослых.Формировать положительную   самооценку, образ Я   (помогать каждому ребенку как можно чаще   убеждаться в том, что он хороший,   что его любят). Развивать     представления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную     отзывчивость на состояние близких людей, формирование уважительного,   заботливого   отношения к пожилым родственницам. 1-20   октября Открытый   день здоровья.
Мой город,   моя страна Знакомить   с родным городом. Формировать начальные   представления о родном крае,   его истории и культуре. Воспитывать любовь к   родному краю. Расширять   представления о видах транспорта и его назначении.   Расширять   представления о правилах поведения в городе, элементарных правилахдорожного   движения. Расширять представления о   профессиях. Познакомить с   некоторыми выдающимися людьми, прославившими   Россию. 21 октября   — 4 ноября Спортивный   праздник.
Мониторинг 5-14   ноября Заполнение   персональных карт детей.
Новогодний   праздник Организовывать   все виды детской деятельности   (игровой, коммуникативной, трудовой,   познавательно исследовательской,   продуктивной, музыкально   художественной, чтения) вокруг темы Нового года и   новогоднего   праздника. 15 ноября   — 31 декабря Праздник   «Новый год», Выставкадетского творчества.
Зима в   родном краю Расширять   представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать   простейшие   связи между явлениями живой и неживой природы. Развивать умение   вести   сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы, Знакомить с     зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении людей     зимой. Формировать иссле довательский и познавательный интерес в ходе     экспериментирования с водой и льдом, Закреплять знания о свойствах   снега и   льда. Расширять представления о местах, где всегда зима, о животных   Арктики и   Антарктики. 1-31   января Праздник«Зима».Выставкадетского   творчества.
Деньзащитника   Отечества Знакомить   детей с «военными» профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк,     пограничник); с военной техникой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом     России. Воспитывать любовь к Родине.Осуществлять тендерное воспитание   (формировать у мальчиков стремление   быть сильными, смелыми, стать   защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение   к мальчикам как   будущим защитникам Родины). Приобщать к русской истории через     знакомство с былинами о богатырях. 1-23   февраля Праздник,   посвященный Дню защитника   Отечества.                 Выставкадетского творчества.
8 марта Организовывать   все виды детской деятельности   (игровой, коммуникативной, трудовой,   познавательно исследовательской,   продуктивной, музыкально   художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к   маме, бабушке.   Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления.     Привлекать детей к  изготовлению   подарков маме, бабушке,   воспитателям, 24 февраля   — 8   марта Праздник «8   Марта», Выставкадетского творчества.
Знакомство   с народной культурой и традициями Расширять   представления о народной игрушке (дымковская   игрушка, матрешка   и др).3накомить с народными промыслами. Продолжать   знакомить с устным   народным творчеством. Использовать фольклор при   организации всех видов   детской деятельности. 9-20 марта Фольклорный   праздник. Выставкадетского творчества.
Мониторинг 21-31   марта Заполнение   персональных карт детей.
Весна Расширять   представления детей о весне. Развивать   умение устанавливать простейшие   связи между явлениями живой и неживой   природы, вести сезонные   наблюдения, Расширять представления о правилах   безопасного поведения   на природе. Воспитывать бережное отношения к природе.Формировать элементарные   экологические представления. Формировать   представления о работах, проводимых   весной в саду и огороде.Привлекать   детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике. 1-20   апреля Праздник«Весна».Выставкадетского   творчества.
День   Победы Осуществлять   патриотическое воспитание. Воспитывать   любовь к Родине.   Формировать   представления о празднике, посвященном Дню Победы,   Воспитывать уважение к   ветеранам войны. 21 апреля   — 9 мая Праздник,   посвященный Дню Победы. Выставкадетского творчества.
Лето Расширять   представления детей о лете. Развивать   умение устанавливать простейшие   связи между явлениями живой и неживой   природы, вести сезонные   наблюдения. Знакомить с летними видами спорта.   Формировать   представления о безопасном поведении в лесу. 10-31 мая Праздник   «Лето»,Спортивный праздник. Выставкадетского   творчества.
В летний   период детский сад работает в каникулярном режиме 1 июня   — 20   августа

 

 

 

 

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS
Перейти к верхней панели