
Франтасова Ольга Николаевна
Стаж педагогической работы — 32года
Стаж работы в должности педагога-психолога — 18 лет
Имеет высшую квалификационную категорию
На протяжении нескольких лет сопровождает внедрение в педагогическую работу ДОУ развивающих методов обучения, ведет развивающую работу с детьми 5-7 лет по подготовке детей к школе, выявляет психологические проблемы, мешающие развитию детей, консультирует педагогов и родителей по интересующим их проблемам, вычленяет психологические проблемы в реализации образовательных возможностей и выстраивает проектную деятельность по их решению теми средствами и с привлечением тех ресурсов, которые есть у ДОУ.
ПОЛОЖЕНИЕ о психологической службе
Работа с одарёнными дошкольниками
Работа с одаренными дошкольниками
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка – позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.
Наиболее часто исследователи при определении одаренности дошкольников обращаются к концепции творческой одаренности А.М. Матюшкина. Согласно данной концепции одаренность – «творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений, разного рода проблем: научных, технических, духовных» Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового.
С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Не меньшее значение приобретает психометрический критерий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант. С этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности. Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко. Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Одно из направлений работы нашего детского сада – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии способностей.В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства; недостаточная мотивация; низкий уровень саморегуляции; отсутствие необходимой образовательной среды.Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программа ДОУ через организацию индивидуальной и подгрупповой работы специалистов, воспитателей и работы педагога-психолога. Курс подгрупповых занятий профилактически – развивающей направленности «Я и Мир»
Цель: развитие эмоционального мира и социальных умений, коммуникативной гибкости одаренных детей старшего дошкольного возраста.
Сказкотерапия
Аналитический отчет педагога-психолога за 2013-2014 год.
Работа педагога-психолога в партнерстве с учителем-логопедом и родителями воспитанников.
Психолог и логопед
Федеральные Государственные требования предъявляют повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ. В деятельности психологии выделяют несколько направлений:
Ведущим направлением становится профилактическая работа – содействие созданию «условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта». Сложно говорить о формировании личности ребенка, если не созданы необходимые условия для развития ведущей деятельности ребенка, если взаимодействие воспитателя с дошкольниками осуществляется в неадекватной возрастным особенностям форме, если результат обучения практически не используется в свободной деятельности детей.
На сегодняшний день именно профилактические задачи должны стать приоритетными. Для этого психологическое сопровождение должно включать:
-
Педагогическая гостиная для родителей
- Проект «Сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения»
-
«Использование метода проектов в работе педагога-психолога» Презентация
- Доклад на августовской конференции
-
Консультация на тему: Релаксационные игры для детей раннего возраста
-
Консультация на тему: Как-развить и поддержать одаренность ребенка
- Психологические игры: Игры на основе нервно- мышечной релаксации